Успех Southwest
Возможно, успех Southwest действительно объясняется организацией цепочки достижения прибыльности в сервисе. Но при этом еще одна авиакомпания, добившаяся необычайного роста в 1990-х годах, утверждала, что за образец ею была взятамодель8ои11ше51. Однако можно с достаточной уверенностью утверждать: своим ростом эта авиакомпания может быть обязана чему угодно, но только не циклу правильного сервиса. Как и в США, сокращение в 1997 г. в рамках политики ЕС «Открытое небо» государственного вмешательства в деятельность авиакомпаний привело к значительным изменениям3. Государственные авиаперевозчики, прежде мертвой хваткой державшие воздушные магистрали, столкнулись с конкуренцией со стороны дешевых, экономящих на обслуживании пассажиров авиакомпаний. Самой агрессивной и, пожалуй, самой успешной из них оказалась ирландская выскочка Ryanair. Компания была основана в 1985 г. семьей Райан. Целью была ликвидация господства компаний British Airways и Aer Lingus на рейсах Лондон — Дублин. Однако к 1990 г. убытки насчитывали 20 млн фунтов стерлингов. И тогда в 1991 г. для спасения фирмы семья обратилась к Майклу О’Лири, на тот момент финансовому консультанту компании. Пост заместителя исполнительного директора он занял в 29 лет4. Чтобы лучше справиться с миссией полной смены курса, О’Лири совершил паломничество в Southwest Airlines, в Даллас. После встречи с Гербертом Келлером, соучредителем Southwest Airlines, О’Лири осенило новое видение Ryanair. Он решил изменить бизнес-модель компании, скопировав ее у Southwest: низкие тарифы, быстрый оборот транспорта, высокая загрузка, новые реактивные самолеты и расчет на второстепенные аэропорты5. «Это было как прозрение, — говорит О’Лири. — Мы увидели, что сделал Келлер со своей командой, и сказали: а почему бы нам не сделать то же самое в Европе?»в. Впрочем, чего Ryanair не скопировала — так это культуры Southwest Airlines. Герб Келлер, соучредитель Southwest Airlines, наладил позитивные отношения между руководством и рабочими — членами профсоюза, считая качество этих отношений основой успеха авиакомпании. Некоторые так и вовсе предполагали, что Келлер фактически поощряет членство в профсоюзе7. О’Лири же выбрал совершенно иной подход. Он славился своей бранью в адрес работников, вознамерившихся вступить в профсоюз. Ryanair потерпела фиаско в сфере пиара после подавления забастовки грузчиков компании в Дублине